by Matt Asay
Как правило, лидером индустрии программного обеспечения с открытым исходным кодом признается Red Hat, но такое утверждение некорректно и не имеет под собой основы. Оно, как правило, основывается на измерении доходов Red Hat, которые прямо зависят от открытого ПО, его разработки и распространения, в то время как другие компании, такие как Sun, IBM и Google на самом деле пишут и предоставляют не в пример больше открытого кода. Пришло время прекратить говорить о компаниях, строящих свой бизнес на открытых технологиях, и вернуться назад к важности самого кода.
Открытое ПО все больше и больше становится неотъемлемой частью инфраструктуры, от которой зависят поставщики программного обеспечения и компании, строящие свой бизнес в Web. Во вторник MySpace стала предметом обсуждения сообщества, после того как она открыла исходный код Qizmt - фреймворка распределенных вычислений (вопреки всему работающий на Windows Server), который на данный момент обеспечивает работоспособность функции MySpace "People you may know". Но MySpace, как заметил VentureBeat, просто последовала примеру Facebook, которая недавно открыла Tornado.
Ни один из этих поступков не является попыткой набрать очки в свою пользу, но оба этих действия мотивированы личным интересом, а личный интерес на данный момент все больше и больше требует вливания сообществ разработчиков, чтобы охватить и расширить возможности предоставляемые Web-сервисами и ПО. Эти цели невозможно достичь в закрытой модели ведения разработки.
Наряду с этим это путь для улучшения качества программного обеспечения. Беря открытые проекты как фундамент для инфраструктуры, компании затем осознают все преимущества данной модели ведения разработки и распространяют ее на свое ПО. Качество же открытого кода, которое пишется в условиях сотрудничества, внушает уважение и одновременно с этим непрерывно растет, как говорится в сообщении Accenture Kit Plummer.
Теперь после освещения вопросов личного интереса и качества ПО, ясно, почему открытый код стал основой инфраструктуры, фактически, для всего коммерческого ПО, и почему Red Hat и другие игроки рынка истинного открытого кода больше не являются центром вселенной открытого ПО.
Исходный код ядра Linux включает в себя 11.5 миллионов строк кода, из которых приблизительно 12% код Red Hat (тут подразумевается весь код, в котором было принято участие). Даже если мы добавим сюда JBoss Application Server (еще около 2 миллионов строк кода или около того) и другие проекты Red Hat, то мы увидим, что Red Hat предоставил сообществу намного меньше открытого кода, чем другие.
Возьмем, к примеру, Sun. Это ведущий разработчик, стоящий за Java (более чем 6.5 миллионов строк кода), Solaris (свыше 2 миллионов строк кода), OpenOffice (приблизительно 10 миллионов строк кода) и другими проектами с открытым исходным кодом.
Или IBM с 12.5 миллионов строк кода, которые она внесла в Eclipse, не упоминая уже Linux (6.3% от общего количества строк кода), Geronimo, и другие самые разнообразные проекты с открытым кодом.
Как бы то ни было, Google - это самая интересная компания из всех, так как она, по сути, не software компания. Я спросил Крис Ди Бона, менеджера по стратегии развития открытого ПО и связям с сообществом компании Google, о вкладе компании в открытый исходный код. Он ответил:
"Мы внесли приблизительно около 14 миллионов строк кода. Код системы Android занимает здесь свыше 10 миллионов строк кода, Chrome - 2 миллиона строк кода, GWT - 300000 строк кода, наряду с этим есть код ряда других проектов, выпускаемых каждую неделю на протяжении последних пяти лет. Также мы должны упомянуть несколько тысяч патчей, которые предоставляются нашими сотрудниками в течение каждых месяцев и недель".
В то время как Ди Бона намекнул о том, что Google не претендует на корону самого выдающегося поставщика открытого кода ("Мы предпочитаем говорить, что мы среди числа самых активных контрибьюторов"), это почти точно, что Google - самый активный контрибьютор открытого кода, особенно, когда рассматриваются ее другие open source активы. Сюда стоит включить хостинг наверно самого большого в мире репозитария проектов с открытым кодом, сейчас там представлено более 250000 различных проектов, не менее в 40000 из которых было принято активное участие, не упоминая уже инициативу Summer of Code. Тем не менее, понятно, число строк кода - это не обязательно самый весомый показатель значения участия в разработке открытого кода.
Патрик Финч из Mozilla Foundation предполагает, что Google, как самый активный поставщик открытого кода, может вообще не быть связан с написанием нового кода:
"Самое значимый результат участия Google в разработке открытого кода - это вероятно не сам код, но демонстрация того, что теперь вы можете использовать Linux на своем компьютере".
Это основная мысль делает акцент на отличии open source компании от каких-либо других. Google не называет себя open source компанией, и это действительно правильно. Открытый код - это просто часть ее стратегии в распространении ПО, которое помогает продавать больше рекламы.
Sun попыталась переквалифицироваться в open source компанию, но Oracle предотвратила это своей недавней сделкой. Oracle, конечно, не даст себе такое звание, не потому что это плохо, но потому что это просто не имеет выгоды.
Теперь мы все в том или ином понимании open source компании, что также одновременно означает, что никто из нас таковыми не являются. Открытый код - это просто путь, который дает некоторые новые возможности в ведении бизнеса, и без разницы, кто будет использовать их Red Hat ли, Microsoft ли, Google или Facebook.
Рассматривая утверждение, данное выше, только относительно Web компаний, таких как Google, видно, что необходимость в коммерционализации открытого кода просто отпадает. Действительно, мы можем видеть, как много открытого кода отдано такими Web компаниями, которые мы не называем и не думаю, что назовем в будущем традиционными "компаниями-разработчиками открытого кода", например как Red Hat, MySQL или Pentaho.
Мэт Асей - вице-президент направления бизнес разработки Alfresco
Читать дальше...